Уважаемые посетители сайта! В этом разделе вы можете найти ответы на вопросы, которые задавали другие пользователи. Все вопросы проходят предварительную модерацию. Публиковаться будут лишь те вопросы, которые не затрагивают личные чувства и не носят оскорбительный характер.
__________________________________________________________________________
18.05.2016 Настасья Нужная
Отец Петр, добрый день! Вопрос, который я решила задать, не касается меня лично, но очень волнует некоторых родителей современных школьников. Образовательные учреждения активно вводят факультатив «Основы православия». При этом его посещение является обязательным, а не по выбору. Недовольные апеллируют к своим конституционным правам на свободу вероисповедания. Как вы относитесь к такого рода принуждению, когда в Шатурском благочинии успешно действуют воскресные школы, и какой «пастырь» из светского учителя? Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения на религиозное воспитание: в чьей оно компетенции?
иеромонах Петр
Здравствуйте Анастасия. По моему глубокому убеждению, вся полнота ответственности за воспитание ребенка лежит исключительно на родителях, только в их компетенции целиком и полностью находится воспитательный процесс собственных детей. Современное школьное образование дает маленькому человеку некую сумму знаний, тем самым, помогая родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Надеюсь, Вы согласитесь со мной, что приобретение знаний и воспитание, это вещи далеко не одного порядка. Что касается преподавания в школах предмета ОПК. С моей точки зрения, введение данной дисциплины в школьную программу является положительным моментом. Вы пишите о действующих воскресных школах, я так полагаю, подразумевая тем самым, что раз они есть, зачем навязывать дополнительные занятия по изучению религии в государственных учебных заведениях. Во-первых, следуя Вашей логике стоит, наверное, отменить и такие школьные уроки как: физкультура, труд, изобразительное искусство, пение, литература и т.д. Зачем излишне обременять и без того загруженного школьника, когда на территории Шатурского района успешно действуют различного рода спортивные секции, кружки прикладного искусства, музыкальные школы и библиотеки. Во-вторых, предмет ОПК, насколько мне известно, не ставит своей задачей религиозное воспитание, а целью — воцерковление детей. В ходе занятий, школьники знакомятся с христианством (в нашем случае с восточной его традицией) как таковым. Нравится кому-то или нет, но вся наша культура, история, мировосприятие, да практически все, что нас окружает, родилось внутри, и благодаря, христианской цивилизации. Без знакомства с христианством, просто невозможно понять ход отечественной и европейской истории, русскую классическую литературу, музыку, поэзию, наконец философию наших мыслителей прошлых столетий. В-третьих, нет никакой возможности составить школьную программу таким образом, чтобы все без исключения были довольны, поскольку программы универсальны и не могут учесть пожелания и прихоти всех и каждого. Мне, например, в свое время приходилось посещать уроки атеизма, которые в обязательном порядке ежемесячно проводились тогда в школе. И что? Так называемый «научный атеизм», не смог поколебать мою веру и отвратить меня от Церкви. Осмелюсь посоветовать недовольным и возмущенным не боятся пустить Бога (или хотя бы знание о Нем) в жизнь своего ребенка, а страшиться обратного — Его отсутствия в жизни человека. Вспомним Достоевского: «…уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено…»(Братья Карамазовы). И последнее. Не стоит ссылаться на принуждение. Значит на уроки ОПК ходить принуждают, а на остальные дети бегут с великой радостью вприпрыжку? Всем известно, что это закон обязывает родителей дать, а детей получить, основное общее образование. Думаю, что не открою страшную тайну если скажу, что большинство школьников (и даже некоторые родители) от этого совсем не в восторге. И если была бы возможность выбирать ходить в школу или нет, или самостоятельно решать, какие занятия посещать — классы просто бы опустели.
___________________________________________________________________
04.03.2015 Надежда
Отец Петр,слышали ли Вы о Александре Христианине ,может видели его видеоролики в интернете .Как Вы считаете можно ли им верить и вообще смотреть.Заранее благодарна за ответ. Надежда.
иеромонах Петр
Здравствуйте Надежда. Да слышал и видео с его участием смотрел, так как не Вы первая спрашиваете об этом человеке. Александр постоянно говорит о Господе Иисусе Христе, о любви к Нему, о вере в Него и о том, что грех убивает, а добродетель исцеляет. И здесь все верно. Но как избавиться от греха? Как приобрести праведность, сделав ее одеянием души? Какие средства помогут лично мне приобрести главнейшие христианские добродетели — веру, надежду и любовь? Здесь у Александра все упирается в веру в Иисуса Христа. Веруй и ты спасен. Очень напоминает богословие протестантизма. И еще. Христос, веровать в Которого призывает Александр, создал свою Святую Церковь и это было главным Его делом на земле. Почему-то (хотя я догадываюсь почему) Александр об этом молчит. Я думаю, что то время, кторое Вы потратите на просмотр роликов с участием Александра, где он изобличает грех и прославляет веру в Иисуса Христа, можно потратить с большей пользой, почитав святоотеческое наследие Церкви. Через свои труды, святые деляться с нами личным опытом жизни «в духе и истине» (Ин. 4:24), а не просто констатируют и так всем известное — что «пойдут сии ( грешащие верующие, безгрешные неверующие и т.д.) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46). Они (святые) предлагают определенные средства для спасения и указывают конкретный путь, который только и может привести нас к главной цели — Вечной жизни со Христом.
___________________________________________________________________
15.03.2015 Екатерина
Отец Пётр, здравствуйте!
Очень хотелось бы узнать Ваше мнение о следующих словах:
«- Православный муж говорит жене: я тебе запрещаю работать, ты меня должна слушаться. Расти детей, вари борщ и поменьше высказывай свое мнение, особенно в Церкви. Это по-церковному?
Отвечает протоиерей Максим Первозванский.
— Муж не имеет права ничего подобного своей жене сказать, если он настоящий православный мужественный мужчина. В отличие от того же ислама, в Православии мужчина не имеет права от женщины требовать послушания. Если мы внимательно вчитаемся в слова апостола Павла, которыми обосновывается такое отношение, то там вовсе не мужу, а жене сказано, что она должна слушаться мужа. Мужья этих слов вообще не должны слышать. Мужу сказано возлюбить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и Себя предал за Нее. А у нас все происходит наоборот. Мужчины пытаются требовать от женщин послушания, а женщины требуют от мужчин любви. Должно быть не так. Мужчина от себя должен требовать любви, а женщина – от себя требовать послушания. Любая нормальная православная женщина сама решает слушаться мужа или нет. А муж не имеет права заставлять жену слушаться. У него другая задача — умереть на кресте, если у него жена будет непослушная.»
Мой муж не согласен с этим и говорит, что это лишь мнение одного священника, а не позиция церкви.
Что Вы об этом думаете?
Заранее спасибо за ответ!
иеромонах Петр
Здравствуйте Екатерина. Думаю, что нет оснований не соглашаться с разъяснением прот.Максима. Отец Максим очень четко указал на основной принцип построения христианского брака — жертвенное служение супругов друг другу. Супруги в браке призваны взаимно дополнять друг друга, а не стараться занять главенствующее положение по отношению к своей второй половине. Очень важно научиться видеть и ценить другого человека таким, какой он есть, а не пытаться «перековать» его под себя. Несомненно, что в семье должна присутствовать иерархия. Но эта иерархичность в христианском союзе может быть выстроена только на принципе взаимной любви. Апостол Павел (думаю авторитетность его не вызовет сомнений у Вашего супруга) так пишет о любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»(1Кор. 13; 4-7).
Очень часто люди требуют от других всего и сразу, а сами не желают отдать ничего, «не хотят и перстом двинуть»(Мф.23;4) ради ближних своих. Между тем — как пишет Евфимий Зигабен — следовало бы делать наоборот: больше стеснять себя, а к другим быть весьма снисходительными.
У апостола Павла действительно есть наставления к женам в которых он среди прочего говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Ефес.5; 22-24).
Вот как разъясняет это место Св.Писания один из высочайших авторитетов Церкви, святитель Иоанн Златоуст:
Ты слышал о великом послушании; ты доволен Павлом и рад, что он, как некий дивный и духовный учитель, учит нас порядку в жизни. Хорошо! Но послушай, чего он требует и от тебя: тот же самый пример он приводит и далее. «Мужья», – говорит он, – «любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь». Видел меру послушания? Послушай же и о мере любви. Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать что бы то ни было, но отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос. Ты терпишь это, будучи уже в союзе с женой; а Он (страдал за Церковь) отвращавшуюся от Него и ненавидевшую Его. Как Он, когда она отвращалась, ненавидела, презирала Его и была развратна, по великому Своему снисхождению покорил ее под ноги Свои, не прибегая ни к угрозам, ни к порицаниям, ни: к устрашениям и ни к чему подобному, – так и ты поступай в отношении к своей жене: хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим о ней попечением, любовью и дружбой, нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены. Слугу можно иногда связать страхом, – а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, – но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женой, как с рабой, а не как со свободной? Если бы и случилось потерпеть что за нее, не ропщи: Христос этого не делал. «И предал Себя за нее», – говорит, – «чтобы освятить ее». Значит она была нечиста; значит, на ней были грязные пятна; значит, была безобразна и ничего не стоила. А ты какую бы ни взял жену, твоя невеста была не такова, какой Христос обрел Церковь; она не так отлична от тебя, как была отлична Церковь от Христа. При всем том Он не возгнушался ею и не возненавидел ее за ее чрезмерное безобразие. Хочешь знать, как она была безобразна? Послушай, что говорит Павел: «Вы были некогда тьма» (Еф. 5:8). Видишь черноту ее? Что чернее тьмы? Но посмотри и дерзость ее: «Жили в злобе», – говорит, – «и зависти» (Тит. 3:3). Посмотри и нечистоту: «Несмысленны, непокорны». Что еще сказать? Она была и безумна, и богохульна. Однако, несмотря на то, что в ней было так много дурного, Он и за безобразную предал Себя как за прекрасную, как за возлюбленную, как за достойную дивной похвалы. Недоумевая пред этим, Павел и говорил: «Ибо едва ли кто умрет за праведника» (Рим. 5:7); и еще: «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (ст. 8). И принявши ее такой, Он украшает ее и омывает и не отказывается от этого.
Святитель Феофан Затворник, толкуя это место Св. Писания учит:
Дал женам заповедь и пример повиновения, дает теперь мужьям заповедь и пример любви, — в любви Христа Спасителя к Церкви. В брачном союзе главная обязанность жены — повиноваться мужу, главная обязанность мужа — любить жену. Но как в муже не исключается обязанность слушаться разумных советов и желаний жены, так в жене — обязанность любить мужа. У них все должно быть взаимообразно. Святой Павел в изложении их Богу угодных отношений настаивает на том особенно, что скорее с чьей стороны может быть нарушаемо. Что жена любит, об этом и говорить нечего, но она скорее и забываться может. Что муж любит себе подчинять жену, и это — само собою делается, но он может простирать сие далее надлежащего. Святой Апостол и оговаривает сии возможные уклонения с той и с другой стороны. Жена должна паче всего соблюдать повиновение мужу, потому что покушение жены взять преобладание расстроивает мир семейный. Муж паче всего любить должен жену, потому что эгоизм с его стороны делает невозможными благоденствие и сладость семейной жизни. Если сличить, на кого более налегает Апостол, то окажется, что больше на мужа. Приняв во всей строгости, что жены по образу повиновения Церкви Христу Господу должны повиноваться мужам во всем, должно принять во всей строгости и обязательную для мужей любовь — в мере любви Христа Господа к Церкви. Но Господь предал Себя за Церковь, следовательно, и мужья должны простирать свою любовь к женам до готовности жертвовать за них и самою жизнию. Где есть, впрочем, любовь, там это делается само собою.
Блаженный Феофилакт Болгарский увещевает мужей следующими наставлениями:
Ты видел, как Павел понуждал жену повиноваться тебе в той же мере, как и Церковь повинуется Христу; послушай и то, как с другой стороны понуждает тебя любить ее, а не деспотически обращаться с ней. Люби же ее! В какой мере? Как и Христос Церковь. Заботься о ней, как и Христос о Церкви. Если бы нужно было пострадать и даже умереть за нее, не отказывайся. Ибо ты, как уже соединенный с нею любовью, сделаешь это; а Он совершил это, когда находилась она во вражде к Нему и была прелюбодейцей. И как Он уклонившуюся от Него возвратил к Себе не угрозами и насилием, так и сам ты, если бы заметил, что жена удаляется от тебя и ищет разгула, постарайся привлечь ее к себе большей любовью и попечением. И если бы ты потерпел что-нибудь ради нее, не упрекай; потому что и Христос не упрекает Церкви.
Думаю достаточно примеров из святоотеческих наставлений, которые показывают, что Церковь не ставит в браке одного господином, а другого рабом. Но опираясь на Священное Писание призывает каждого занять подчиненное положение, имея над собой одного лишь Главу — Господа нашего Иисуса Христа. В завершение, хотелось бы на помнить вам двоим божественный принцип любой власти — «и сказал им (тем кто всегда и везде, во все времена и во всех народах): кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9;35).
___________________________________________________________________
просмотров (911)